Аграрный сектор: чему развитые страны могут поучиться у БРИК?

 

04.03.12

 

С ростом населения Земли глобальная потребность в продовольствии продолжает увеличиваться. Но ресурсы для его производства, напротив, сокращаются. Площадь плодородных земель уменьшается из-за растущей урбанизации, активного использования удобрений и пестицидов. Кроме того, цены на мировом рынке продовольствия очень волатильны: директор «Центра китайской сельскохозяйственной политики» Джикун Хуанг признает, что с каждым годом глобальные цены все сильнее влияют на внутренние, следовательно, производителям и потребителям стало труднее планировать свои расходы.

По подсчетам Рамеша Чанда, директора индийского Национального центра исследований экономики и политики сельского хозяйства, для удовлетворения потребностей в еде миру требуется увеличение сельхозпроизводства в 3% в год в ближайшие 20 лет. Пока мы отстаем от этих темпов: глобальный рост показателя в период с 1990 по 2007 год едва превышал 2%. Как же увеличить его в полтора раза?

Economist Intelligence Unit провел несколько интервью в рамках исследования «Сельское хозяйство на быстро растущих рынках», которое охватило экспертов и игроков рынка из Бразилии, Индии, Китая и России. Если верить документу, именно эти страны сейчас являются «локомотивами» глобальной аграрной отрасли (Slon уже писал, что Россия превращается из сырьевого придатка мира в огородный). По мнению EIU, у них есть чему поучиться не только другим развивающимся (например, африканским), но и развитым странам. Чего же такого могут почерпнуть в БРИК аграрии остальных стран?

Меньше субсидий. В Европе и Северной Америке государство традиционно тратит солидные суммы на субсидии аграриям. В странах БРИК предпочитают иные методы стимулирования, что создает более конкурентную, открытую инновациям предпринимательскую среду, в том числе для небольших хозяйств. Так, в Китае после бума супермаркетов в середине 2000-х действует госпрограмма, которая позволяет наладить взаимодействие крупным ритейлерам и местным фермерам. В России с начале нулевых работает система интервенций на рынках зерна, которая позволяет производителям продавать зерно государству, когда оно дешевле определенной минимальной цены, и напротив – приобретать у него по максимальной фиксированной цене, когда рыночная цена ее превышает. Это дает фермерам относительную уверенность в том, сколько денег они смогут получить за свой урожай. В Бразилии государство участвует в системе страхования земледельцев от неурожая и природных катаклизмов.

Больше инноваций. Имеются в виду достижения в области эксплуатации почв и создания новых сортов. Мало получить новый сорт редиса в лаборатории – нужно, чтобы фермеры его успешно внедрили. В 2009 году Индия запустила проект «Карт здоровья почвы». По всей стране были созданы сотни лабораторий, которые анализируют качество почвы на каждом поле, и выдают его владельцам рекомендации, как его лучше удобрять, чтобы почва не деградировала. В области селекции сортов довольно успешно работает Бразилия, которая некогда ввозила яблоки из Аргентины, а после создания особого, тропикоустойчивого сорта фрукта, стала их импортировать. Подобные инновации могут натолкнуться на противодействие во многих европейских странах, выступающих резко против генетически модифицированных продуктов.

Впрочем, и в развивающихся экономиках все обстоит не так радужно, как хотелось бы. Вот основные ограничения, указанные опрошенными EIU экспертами.

Инфраструктура. По словам председателя совета директоров группы «Разгуляй» Рустема Миргалимова, отсутствие необходимых инфраструктурных мощностей подстегивает вверх цены на продовольствие в Бразилии и России. РФ, в частности, нуждается в огромных инвестициях в развитие железнодорожного транспорта.

Внедрение технологий. Инновации далеко не всегда внедряются из-за либо отсутствия информации, либо доступа к технологиям, либо воли регуляторов. В Китае тормозом модернизации выступает тот факт, что треть всех рабочих рук заняты в сельском хозяйстве. Это создает трудности для продвижения механизации и производительности труда в отрасли. Та же Индия обладает потенциалом двукратного увеличения площади полей, с которых собирается по два урожая в год (с 36% до 70%), однако эта практика не распространена в стране повсеместно.

Прокомментировать роль России на мировом продовольственном рынке Slon попросил одного из опрошенных EIU экспертов – гендиректора ИКАР Дмитрия Рылько:

– Наши зерновые интервенции, выделенные в качестве удачного примера поддержки сельского хозяйства, – механизм весьма интересный. Вот только его недавно дополнили механизмом обратного выкупа (причем дополнили недостаточно последовательно). При этом не «докрутили» идею, установив временные ограничения. Для сибиряков, например, выкупать зерно в мае довольно бессмысленно. Нужно было на один–два месяца еще продлить возможность выкупить зерно в июне–июле, когда оно действительно может им понадобиться. Другой сбой системы: правительство отступило от практического механизма интервенций и на каком-то этапе «свалились» в распределенческую модель – в частности, в прошлом году стали распределять зерно вместо продаж с аукционов. Поэтому система интервенций еще требует доработок.

Роль России на мировом продовольственном рынке растет – мы стали крупными и в обозримой перспективе будем почти крупнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок. Однако чтобы максимально полно использовать свой потенциал в аграрной отрасли, России, прежде всего, нужно заниматься развитием институтов, а не непрерывным ручным управлением. Когда будут построены институты, у нас появятся длинные деньги в этом секторе. Начнется постепенная мутация в сторону нормальных организационно-хозяйственных структур, а не гипертрофированных суперкомпаний, в рамках которых наши участники рынка решают свои проблемы.

Сильные конкуренты на мировом рынке продовольствия – бурно развивающийся гигант Бразилия, Соединенные Штаты, Евросоюз. И наши соседи, конечно, – Украина, Казахстан. Кстати, Бразилия в последние десятилетия как раз и занималась тем, что строила институты. У меня на столе лежит огромная книжка, толстая, как Библия. Называется «Agricultural Law» («Сельскохозяйственное законодательство») – краткое описание бразильских сельскохозяйственных законов. Они были, как мы: не имели денег, доступа к ресурсам, с нуля поднимали свое сельское хозяйство. Но занялись строительством институтов с самого начала, в отличие от нас. И в этом деле очень преуспели. Есть у них один очень интересный финансовый инструмент, который я пытаюсь пропагандировать в России. Если коротко, это законодательно защищенный залог будущего урожая. В Бразилии под этот инструмент в отрасль ежегодно заходит до $25 млрд оборотного капитала.

 

www.ikar.ru

 

+7 (499) 308-07-00

+7 (495) 775-74-54

Продвижение сайта — B-ReD
Адрес: 115280, Москва, ул. Автозаводская, д. 17, корп. 3, офис 11  Телефоны: +7 (499) 308-07-00, +7 (495) 775-74-54, факс +7 (499) 308-07-00.  E-mail: .
   
rss
Карта